Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.
В это время приобрели распространение серебряные и золотые изделия, выполненные в разнообразных техниках. Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. Среди сканеных узоров преимущество отдавалось мотивам ромба, треугольника, круга. Фантастическим совершенством отмечалась техника зерни. Примером могут быть большие колты в виде звезды из семью, а иногда и шестью лучами, почти вся поверхность которых покрыта чрезвычайно мелкой зернью (до 5 тыс. шариков).
В XII ст., когда возросло производство вещей широкого потребления, одними из наиболее распространенных техник стали гравирование и чернение по серебру. Чернью, в частности, украшали небольшие звездчатые колты, иногда браслеты. В последних затемнялся фон, а изображение оставляли светлыми.
Бесспорно влияние на древнерусское ювелирное искусства византийского. Тем не менее древнерусские мастера не ограничивались прямым заимствованием достижений византийцев, а всегда творчески их переосмысливали, создавая оригинальные вещи. Примером могут быть двухступенчатые браслеты-наручи, которые женщины носили сверх длинных рукавов. На Руси они стали, как это не удивительно, ритуальным предметом языческого культа, связанным с так называемыми "русалиями", игрищами-молениями о дожде.
|
Сережка-подвеска ХІ-ХІІІ ст. Золото. Скань, зернистость. находка в составе клада, г. Киев |
|
Рясна, колт ХII ст. Золото, эмаль. Тиснение, перегородчатая эмаль. Находка в составе клада, г. Киев |
Тем не менее, наиболее интересной есть техника перегородчатых эмалей, которой киевские ювелиры научились от греческих художников в мастерских при великокняжем дворе.
Со времен Киевской Руси к нам дошло свыше 150 украшений с перегородчатой эмалью: колты, рясна, диадемы, нашивные пластины, образки и т.п.. Причем больше половины из них походят из Киева и Киевщины. (В Киеве прослеживается творчество ювелиров двух мастерских – княжеской и лаврской.)
Основой для эмалей были золото, серебро, медь. Несмотря на устойчивость стиля эмалей во времени, заметная эволюция изделий от сложного к упрощенного, а потом – от упрощенного к сложному.
Уступая византийским эмалям в изысканности и усердии выполнения, древнерусские выигрывали в выразительности, их колорит более сдержан, с вариациями нескольких главных, чаще всего локальных, цветов. Преобладают непрозрачные синие, красные, зеленые. Намного активнее, чем в Византии, используется белая эмаль. Полутоны почти отсутствуют. Характер рисунка более обобщенный и упрощенный. Перегородки не измельчают формы, напоминая легкую паутину, как в Византии, а распределяют ее на довольно большие плоскости.
Об ювелирном искусстве украинских земель со времен Киевской Руси до XVI ст. за недостатком материалов тяжело составить какое-то определенное представление. Но начиная с XVI ст. имеем уже целый ряд памяток и довольно подробные исторические сведения об ювелирном деле, которое развивалось и как народный промысел, и как городское цеховое производство.
Источник: http://www.jewellerymuseum.ru/ |