Прохоровский этап отмечается развитием локальных особенностей сарматского звериного стиля и характеризуется распространением геометрической стилизации, что вело к преобразованию изображений животных на символы. Новый звериный полихромно-инкрустационный стиль окончательно сформировался в среднесарматском периоде.
|
Гривна, I ст.н.э. Золото, сердолик. Кование, глиптика. г.Керчь, Автономная Республика Крым | Особенностью сарматского звериного стиля есть размещение на фигурах животных инкрустаций из цветных камней, стекла и паст, в результате чего цветом выделялись глаза, уши, мышцы плеч и бедра животных, что придавало образам орнаментального характера. Основными композиционными мотивами, которые украшали предметы лошадиных доспехов (фалары, бляшки, псалии) и другие изделия (диадемы, гривны, браслеты, золотые флаконы и т.п.), были: хищный яр, который свернулся кольцом, животное с вывернутой задней частью фигуры, мотив священного дерева и сцены разрывания животных хищниками.
В ІІІ-ІV ст. н.э. сарматский звериный стиль постепенно трансформируется в полихромный геометрический. Изделия ювелирного ремесла встречаются также и в раннеславянских поселениях Среднего Приднепровья зарубинецкой эпохи (ІІ-І ст. до н.э.). Это, прежде всего, фибулы-застежки и пряжки, орнаментированные прямыми и скосными насечками. В черняховскую эпоху (ІІ-І ст. н.э.) ювелирное дело получило дальнейшее развитие. Черняховские мастера владели техниками кования, литья с потерей восковой модели, использовали грубоватую зернь, составляя простые геометрические узоры. Была им известна и выемчатая эмаль, типичная для многих народов раннего Средневековья.
Накладка на уздечку, IV-V ст. Золото, сердолик. Тиснение, зернистость,
инкрустация. Автономная Республика Крым |
Поясной набор, VI-VII ст. Золото, серебро, бронза, гранаты, стекло. Литье, зернистость, инкрустация. Курган поблизости с. Роздильне, Автономная Республика Крым |
Ювелирное искусство антов, в частности полян (VI-/ІІ ст. н.э.), связанное с местными традициями, органически дополнялось внешними влияниями. Чрезвычайно интересными образцами ювелирного искусства являются фибулы с серебра и бронзы с стилизированными изображениями животных, гадов, птиц и людей, которые образовывают химерические композиции (VII ст.). Ритуальная роль этих предметов несомненная. На некоторых из них мы видим интересную и сложную модель мира давних славян с небесным, земным и подземным ярусами. Заслуживает внимания сокровище серебряных с легкой позолотой бляшек из села Мартиновки на Черкащине (VI ст). Есть предположение, что ними украшали седло. Изображение танцующих человечков, вероятно, идолов, предохраняли всадника во время путешествия, а фигурки фантастических коней на боковых частях седла символизировали бег коня.
|
Фибула, VI ст. Серебро. Литье, позолота. Находка в составе клада поблизости с. Мартиновка, Черкаская обл. |
VIII-X ст. – эпоха изысканного геометрического стиля в ювелирном искусстве славян. Это период чрезвычайно тесных связей с Востоком. Тем не менее, например, одна и та же зернь (металлические шарики, которые напаивались на предмет), возможно, заимствованная с Востока, образовывает не мотивы восточного орнамента, а местные геометрические узоры. Кроме зерни, широко применялись чернь, скань, чеканка. Сложный геометрический орнамент не был единым в этот период. Рядом с ним бытовал и растительный. Одним из шедевров того времени есть серебряная оправа рога тура из княжеского кургана Черная Могила возле Чернигова, на котором чеканенное многофигурное изображение раскрывает легенду о похищении Кощеем женщины и о победе над ним светлых сил. Продуманная во всех деталях композиция иллюстрирует давний миф о вечной борьбе в природе двух начал – жизнь и смерти.
Источник: http://www.jewellerymuseum.ru/ |